Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития и просодической стороны речи у заикающихся детей школьного возраста 5
1.1. Анатомо-физиологические механизмы усвоения речевого дыхания, современные лингвистические представления о просодике 5
1.2. Закономерности развития речевого дыхания и просодической стороны речи в условиях онтогенеза 8
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием 11
1.4. Логопедические технологии развития речевого дыхания и просодической стороны речи 14
ГЛАВА 2. Исследование особенностей дыхания и просодической стороны речи у заикающихся детей школьного возраста 19
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей экспериментальной группы 19
2.2. Особенности дыхания и просодической стороны речи у заикающихся детей школьного возраста по результатам констатирующего эксперимента 22
Заключение 28
Библиографический список 30
Приложения 32
Фрагмент для ознакомления
2
Просодическая сторона речи начинает формироваться с младенчества, когда дети воспринимают интонационные контуры речи взрослых и пытаются их имитировать.
С возрастом дети учатся использовать просодические элементы для выражения эмоций, намерений и для структурирования своего высказывания. Развитие просодии тесно связано с социальным взаимодействием и обучением, поскольку ребенок учится адаптировать свою речь к различным ситуациям и собеседникам.
Закономерности развития просодической стороны речи в онтогенезе:
Ранний этап: на первых этапах развития просодики дети учатся распознавать интонационные контуры в речи окружающих и начинают имитировать их. Это включает освоение ритма, пауз, интонации вопроса и утверждения.
Поздний этап: в дальнейшем развитие просодики включает более сложные аспекты, такие как использование эмфазы, выделение ключевых слов и интонационных паттернов для выражения эмоционального оттенка.
Понимание закономерностей развития речевого дыхания и просодической стороны речи в онтогенезе имеет важное значение для разработки эффективных методов помощи детям с проблемами заикания в их школьном возрасте.
Заикание может влиять на развитие просодической стороны речи, поскольку ритм и темп речи у заикающихся детей часто нарушены. Эти дети могут испытывать сложности с контролем интонации и длительности звуков, что делает их речь менее плавной и выразительной. Важно учитывать эти особенности при разработке методов коррекции речи, направленных на улучшение не только четкости произношения, но и просодических аспектов речи.
Борисова рассматривает формирование плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием и обращает внимание на закономерности развития речевого дыхания и просодической стороны речи в процессе онтогенеза. Автор подчеркивает, что на начальных этапах развития речи дети могут испытывать трудности с координацией дыхания и артикуляции, что может способствовать возникновению заикания [3].
Кармацких исследует пароксизмы заикания у детей дошкольного и школьного возраста в период пандемии и выявляет особенности развития речевого дыхания и просодической стороны речи в условиях стресса и изменения социальной среды [6].
Кувшинова и Мазитова обсуждают основные направления комплексной коррекционной работы по преодолению заикания у детей, акцентируя внимание на развитии речевого дыхания и просодической стороны речи как ключевых факторах успешной коррекции заикания. Авторы подчеркивают, что интегрированный подход к коррекции, учитывающий как анатомо-физиологические, так и лингвистические аспекты заикания, может значительно повысить эффективность коррекционной работы [8].
Теоретические основы проблемы развития и просодической стороны речи у заикающихся детей школьного возраста:
Заикание может повлиять на развитие речевого дыхания и просодической стороны речи у детей, так как они могут испытывать дополнительное напряжение и затруднения в контроле за дыханием во время речи.
Проблемы с просодикой у заикающихся детей могут проявляться в нарушениях ритма, интонации и пауз в речи, что может усугубить их речевые трудности.
Коррекция проблем развития и просодической стороны речи у заикающихся детей:
Для коррекции проблем речевого дыхания и просодической стороны речи у заикающихся детей важно индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывая их уровень развития и особенности заикания.
Методы работы могут включать в себя упражнения по улучшению контроля за дыханием, развитию просодических навыков и повышению самооценки ребенка.
Таким образом, закономерности развития речевого дыхания и просодической стороны речи в условиях онтогенеза могут влиять на формирование заикания у детей. Учет этих закономерностей в коррекционной работе позволяет разработать более эффективные методы преодоления заикания.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Архипова Е.Ф. Если ребенок заикается // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. С. 62-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esli-rebenok-zaikaetsya/viewer (дата обращения: 21.04.2024).
2. Бесчастных Д.А., Куприянова А.И. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННО-МЕЛОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 225 - 233. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8391 (дата обращения: 21.04.2024 г.)
3. Борисова Е.А. Формирование плавности речи у детей дошкольного возраста с заимканием // Инновационные проекты и программы в образовании. №4. 2015. С. 59-63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-plavnosti-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zaikaniem/viewer (дата обращения: 21.04.2024).
4. Визель Т.Г. О природе заикания и его коррекции // Специальное образование. №1. 2018. С. 105-114. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/8614/1/speo-2018-01-09.pdf (дата обращения: 21.04.2024).
5. Жулина Е.В., Лебедева И.В., Смирнова Д.С. ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prosodicheskoy-storony-rechi-u-doshkolnikov-s-zaikaniem (дата обращения: 21.04.2024).
6. Кармацких Н.В. Пароксизмы заикания у детей дошкольного и школьного возраста в период пандемии // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. №4 (52). 2021. С. 67-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paroksizmy-zaikaniya-u-detey-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta-v-period/viewer (дата обращения: 21.04.2024).
7. Крахалев В.В. Заикание как расстройство эмоциональной сферы личности // Вестник Московского университета МВД России. №1. 2018. С. 245-250. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaikanie-kak-rasstroystvo-emotsionalnoy-sfery-lichnosti/viewer (дата обращения: 21.04.2024).
8. Кувшинова И.А., Мазитова Э.Р. Основные направления комплексной коррекционной работы по преодолению заикания у детей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-kompleksnoy-korrektsionnoy-raboty-po-preodoleniyu-zaikaniya-u-detey (дата обращения: 21.04.2024).
9. Лупина Е.А. Особенности просодической стороны речи у подростков и взрослых при заикании / Е.А. Лупина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 50 (445). – С. 400-403. – URL: https://moluch.ru/archive/445/97806/ (дата обращения: 21.04.2024).
10. Фесенко Ю.А., Лохов М.И. Заикание: история и обзор современного состояния проблемы // Вестник СПбГУ. Сер. 11. 2015. Вып.3. С. 93-107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaikanie-istoriya-i-obzor-sovremennogo-sostoyaniya-problemy/viewer (дата обращения: 21.04.2024).